"Пеленание грудных детей"
Технологическая карта урока СБО в 8 классе.
Тема раздела «Семья».
Тип урока комбинированный урок.
Общая дидактическая цель по типу урока – создать условия для формирования умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Цели по содержанию
1). Образовательная –
способствовать формированию знаний по пеленанию грудных детей,
научить пеленать детей.
2). Коррекционно – развивающая – создать условия для
коррекции мышления через анализ и сравнение действий при пеленании,
коррекции памяти через многократное повторение нового материала,
коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы,
коррекция речи учащихся при ответах на вопросы,
обогащение словаря и введение новых слов в ответы учеников.
3). Воспитательная – способствовать воспитанию
интереса к теме урока,
сознательной дисциплины,
культуры поведения, культуры речи.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Средства обучения
ноутбук, мультимедиапроектор,
мультимедийная презентация «Пеленание грудных детей», презентация 1,
комплект одежды для грудного ребенка, кукла,
кроссворд, приложение 2,
раздаточный материал «Порядок пеленания грудных детей», приложение 3,
карточки-задания, приложение 4.
Основные дидактические принципы, реализуемые на уроке:
принцип связи обучения с жизнью,
принцип сознательности и активности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Основные знания: учащиеся должны знать назначение пеленания, дифференцировать одежду для грудных детей.
Ожидаемый результат: учащиеся должны научиться пеленать кукол.
Структура урока
Этапы
|
Дидактические задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
ФОПД, ведущий метод
|
1.Организация начала урока
|
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Введение в урок.
|
Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку.
|
Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы
|
Фронтальная, словесный
|
2. Актуализация опорных знаний
|
Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса.
|
Организует
проверку знаний учащихся по теме через ответы на вопросы.
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
|
Фронтальная,
словесный, наглядный
|
3. Целеполагание и мотивация
|
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности
|
Организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на актуальность темы.
|
Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
|
Фронтальная, словесный, наглядный
|
4. Изучение нового материала.
|
Создание условий для изучения нового материала.
|
Организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентацией.
|
Ученики распознают и сравнивают действия при пеленании грудных детей, используя слайды презентации.
|
Фронтальная, индивидуальная,
наглядный, частично-поисковый.
|
5. Применение знаний и умений.
Практическая работа.
|
Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений.
|
Организует деятельность учащихся по применению своих знаний и умений для выполнения практической работы.
|
Ученики самостоятельно выполняют задания. Осуществляют само- и взаимопроверку. Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.
|
Фронтальная, индивидуальная,
Групповая,
частично-поисковый
|
6. Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.
|
Создание условий для выполнения заданий с при-менением полу-ченных знаний и умений.
|
Организует деятельность учащихся по применению своих знаний и умений.
|
Ученики самостоятельно выполняют задания. Проводится взаимопроверка.
|
Фронтальная, индивидуальная,
групповая
|
7. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.
|
Сделать выводы по уроку, создать условия для рефлексии собственной деятельности
|
Проводит оценку уровня решения учебных задач
|
Определяют уровень собственных достижений
|
Фронтальная, индивидуальная
|
Структура урока
1.Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Изучение нового материала.
5. Применение знаний и умений. Практическая работа.
6. Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.
7. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.
Ход урока
Слайд № 1.
1.Организация начала урока.
Учитель побуждает школьников к организации рабочего места, создаёт комфортную обстановку. Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу на уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель организует актуализацию знаний учащихся по теме через решение кроссворда и ответы на вопросы про одежду новорожденного. Учащиеся выполняют задания. Приложение 2.
Слайд № 3.
Учитель: «Вспомните названия одежды для новорожденного и заполните кроссворд. После этого мы проверим ваши ответы на слайде».
При проверке учитель называет номер слова и контролирует работу класса. Учащиеся дают правильный ответ, сверяют его со словом на слайде и видят иллюстрацию одежды. Слова появляются по порядку по щелчку мышки, изображения – автоматически.
Слайд № 4.
Учитель приглашает к доске ученика и предлагает назвать одежду новорожденного в любом порядке. Отвечающий говорит слово и щелкает мышкой по нужному изображению, открывается буква. Во время ответа на слайде появляются буквы.
Учитель: «Какое слово можно составить из представленных букв?»
Учащиеся: «Пеленка». На экране появляется слово и изображение.
Учитель: «Для чего предназначена пеленка? Что мы будем с ней делать?»
3. Целеполагание и мотивация.
Слайд № 5.
Учитель организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на важность темы. Учащиеся обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
Учитель: «У новорожденного ребенка еще совсем не скоординированы движения. Ребенок часто пугается от спонтанного движения своих ручек и ножек. Поэтому ребенку требуется ощущать поверхность рядом со своим телом. Конечно лучше всего если этой поверхностью будет мама. Но мама не всегда может держать на руках новорожденного, например во время сна, и тогда маму может сменить пеленка. Новорожденный чувствует себя комфортно свернувшись в пеленке «калачиком», ножки у него подогнуты к подбородку, а ручки скрещены на груди. … При таком пеленании ребенок не зажат пеленкой, а свободно обернут ее. Это пеленание так и называют – «Свободное». Постепенно новорожденный ребенок привыкает и уже не пугается своих ручек и ножек. Значит пришло время отказаться от пеленания. … Раньше учили пеленать ребенка с вытянутыми ручками и ножками. Такой способ пеленания называется «тугой». [1] Такое пеленание чаще всего используется в первый месяц жизни и в ночное время, чтобы малыш спал спокойнее. Мы будем учиться пеленать вторым способом».
Вопросы для обсуждения:
Для чего пеленают новорожденных?
О чём мы будем говорить на уроке?
Чему должны научиться?
4. Изучение нового материала.
Учитель организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентации.
Слайд № 6.
Учитель: «Что необходимо сделать до пеленания? Почему?» Во время беседы учащиеся определяют предметы, необходимые для пеленания. На экране появляются необходимые иллюстрации. Учитель показывает на столе расположение одежды для пеленания и объясняет свои действия.
Учитель: «Специальные пеленальные столики с бортиками в обычной семье редкость и поэтому, можно пеленать дитя на кровати или столе, подстелив что-нибудь мягкое. Сверху укладывают пеленку, подогнув верхний край на 5-7 см, в центр – распашонку и подгузник. Всё готово для пеленания!»
Слайд № 7.
Учитель: «Когда всё готово, начинаем пеленать. Осторожно кладем малыша на пеленку в центр и заворачиваем пеленку по правилам». На слайде по очереди показываются изображения, которые комментируется учителем.
- Вокруг тела малыша оборачивают левый край пеленки, заправляя ее край под малыша.
- Затем правый край.
- Нижний конец необходимо расправить и загнуть вверх.
- Боковые концы расправляют, чтобы не было складок.
- Заправляют сзади, за спиной ребёнка.
- Конец хвостика подворачиваем за фиксирующий край. [2]
Далее учащимся предлагается посмотреть пеленание малыша медсестрой в видеоролике из сети Интернет (гиперссылка на заголовке слайда). Приложение 5.
Учитель показывает пеленание на кукле сначала медленно, затем быстро, комментируя свои действия. В ходе просмотра обращается внимание на особенности пеленания.
Слайд № 8.
В процессе беседы ещё раз проговариваются правила пеленания, информация выводится на экран.
- Подготовить всё необходимое.
- Расправлять все складки на пеленке.
- Закреплять концы пеленки.
5. Применение знаний и умений. Практическая работа. Приложение 3.
Учитель организует деятельность учащихся для выполнения практической работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, используя раздаточный материал «Порядок пеленания грудных детей», информацию слайда, одежду для новорожденного и куклу. Практическую работу лучше выполнять в группах по 2-3 человек. Учащиеся объясняют выполнение задания друг другу, проговаривают порядок пеленания, осуществляют само- и взаимопроверку.
6. Закрепление, знаний и умений при выполнении задания.
Слайд № 9.
Учитель: «Для закрепления знаний предлагаю выполнить задание. На экране показаны изображения, необходимо расставить их правильно. Для этого нужно щелкнуть на иллюстрацию, которая соответствует первому действию пеленания. По щелчку изображение переместиться в нужное место. Затем выбрать второе действие и т.д. В итоге на экране появится правильная последовательность пеленания новорожденного». Ученик выполняет задание, остальные проверяют правильность ответа.
Слайд № 10.
Ученикам предлагается выполнить задания самостоятельно по карточкам, ответы записать в бланк ответов. Проводится взаимопроверка ответов в соответствии с образцом на слайде. Учитель делает вывод о выполнении задания. Приложение 4.
7. Итоги урока, оценка деятельности, рефлексия.
Слайд № 11.
В конце урока подводится итог занятия по вопросам.
О чём мы говорили на уроке?
Чему научились на уроке?
Для чего пеленают малыша?
С чего начинают пеленание?
Что необходимо подготовить?
Перечислите правила пеленания.
Слайд № 12.
Учитель делает выводы по уроку, создать условия для рефлексии деятельности учащихся. Предлагается продолжить предложения:
На уроке я …
У меня получилось…
Я хочу научиться…
Слайд № 13.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и выставляет оценки.
Источники информации
- Новорожденный.RU // Новорожденный.RU [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novorozhdennyj.ru/
- Пеленание малыша. Инструкция в картинках // Кукузя [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kukuzya.ru/page/pelenanie-malysha-instruktsiya-v-kartinkakh
- Как пеленать ребенка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=CVmSeKxkzZo (видеоролик)
- Пеленание новорожденного // Материнство [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.materinstvo.ru/art/670/
|