Классный час «Тайна имени»
Цели:
– познакомить обучающихся с историей и легендами появления имён, значением и происхождением своего имени;
– вызвать эмоциональное стремление к поисковой работе над происхождением и расшифровкой имён друзей и близких;
– помочь осознать высокий нравственный смысл имени;
– развивать индивидуальные творческие способности детей, любознательность и самостоятельность.
- научиться проводить анкетирование
Оборудование: плакат “ТАЙНА ИМЕНИ» рисунок тематический, Компьютер , корона, трон, карточки с животными, словарные слова: имя, отчество, фамилия.
Отгадайте загадку: “Принадлежит тебе, а пользуются другие”
(ИМЯ)
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении. Сегодня – праздник наших имен.
СЛАЙД 1.
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
СЛАЙД2.
- В древнем Новгороде жила семья рыбаков. Отец носил фамилию Линев (от рыбы линь). У Линева было 4 сына. Он оказался человеком не без юмора и назвал всех сыновей “по-рыбьи”: Сом Линев, Ерш Линев, Окунь Линев и Судак Линев.
СЛАЙД3
- Оказывается, наши предки были очень суеверны. Они боялись “сглаза”. Им казалось, что назвать ребенка красивым, горделивым именем – значит привлечь к нему внимание злых духов. Назовут дитя Красавчиком или Ладой – бес тут как тут. А кто позарится на Некраса или Дурака? Словом, многие обидные имена на самом деле были талисманами – защищали ребенка от враждебных и таинственных сил.
СЛАЙД4
- В 988 году правил Великий князь Владимир Святославович- в те годы Русь приняла христианскую религию- крестился сам и окрестил 12 своих детей. Затем началось крещение знатных и простых жителей Киева. Христианские священники опускали крест в воду, жители Руси купались в ней, а потом, выходя из воды, целовали крест и получали новые имена, которые подчеркивали моральное и физическое достоинство.. Так появились на Руси Андрей-«мужественный», Евгений-« благородный», Софья-«мудрая».
СЛАЙД 5
- В царских и дворянских семьях были распространены такие имена , как Александр, Николай, Павел, Мария, Анна, Елизавета, Екатерина, Ольга.В крестьянских семьях бытовали такие имена, как: Василиса, Фекла, Арина, Емельян, Гаврила.
СЛАЙД6.
Петр I ввел на Руси отчества.
К имени отца прибавляли суффикс
–ов ( для бедных) или –ич (для знатных)
УЧИТЕЛЬ : XIX век мало-помалу лишил этот суффикс былой славы. Греческая традиция к имени собственному прибавлять имя отца перешло и к третьему наименованию – фамилии. Фамилии существовали и раньше, только назывались прозвищами, прозваниями. Они всегда отражали качества человека или род его занятий: Рыболов,Грамотей,. были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Селянин, Казанец, Татарин.
картина «Три богатыря» -как звали героев картины? Картина была написана до 19 века
СЛАЙД 7.
В 19 веке появились фамилии Татаринов, Грамотеев, Муромов, Попов, Селянинов.
СЛАЙД 8.
ЗАДАНИЕ1: ИСПОЛЬЗУЯ КАРТИНКИ СОБЕРИ СВОЕ ИМЯ
ЗАДАНИЕ 2:
Продолжаем : отгадывать загадки-шутки “Имена девочек и мальчиков”
В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.
СЛАЙД 9
1.Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
2.Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
3.Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
4.Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
Игра «Моё имя» или «Значение имен»
Учитель. Дети, у каждого человека есть имя, но мы знаем , что имя это не просто слово, на которое отзывается человек, имя – это волшебное зеркало, которое может нам рассказать о человеке. Я сейчас расскажу об имени каждого из нас, и тот, про чье имя я буду рассказывать, должен сесть на трон и надеть корону. Потому что - это великая честь и гордость – называться именем. (СЛАЙД 10
ЗАДАНИЕ 3: ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ
Анкета-специально подготовленные бланки- в анкете вам надо ответить на 2 вопроса-« Какое ваше самое любимое женское имя?» и « Какое ваше самое любимое мужское имя?». Мне хочется узнать, какие имена нравятся вашим классам.
АНАЛИЗ АНКЕТ.- выписать на доске имена и спросить ребят, почему они выбрали эти имена.
Ритуал прощания.
Учитель. Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие, и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Коля- Николай, , Люба- Любовь, Ксюша-Ксения.
Нам уже пора прощаться. Давайте скажем друг - другу «до свидания» и назовем своего соседа ласковым именем. Например так: «До свидания,Оленька».
СЛАЙД 11
я хочу закончить наш классный час такими словами:
Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его”.
|