![](/rodina.jpg)
«Любимый уголок родной Отчизны»
- ПЕТРУХИНА СВЕТЛАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА учитель СБО
Цель: Расширение и углубление знаний обучающихся о «малой Родине».
Донести до сознания детей понимание слова «Родина», «малая родина». Показать значение родины в жизни каждого человека. Определить свое отношение к малой родине, почувствовать свою ответственность перед Родиной, малой родиной. Увидеть свое место в будущем Родины.
Задачи:
- Способствовать формированию у обучающихся понимания значения выражения «малая Родина».
- Развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
- Воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине.
- Развивать воображение, фантазию; обучать сравнительному анализу, обобщению, умению делать выводы; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
- Способствовать воспитанию патриотических чувств у детей к изучению родного края, родного уголка своей Отчизны, чувства уважения, гордости, любви к своей стране и малой Родине.
- Формировать навыки работы в коллективе, группах, индивидуальной работы; учить создавать атмосферу открытости, доброжелательности; сотворчества в общении; формировать умения отстаивать свою позицию.
Оборудование:
- Компьютер
- "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля
- Административная карта Российской Федерации
- Карточки с родственными словами слова Родина
Ход урока
Страница первая. Открытие журнала.
Показ 1-го слайда презентации (приложение 1)
Учитель читает стихотворение Дмитрия Кедрина "Родина":
Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокурых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.
И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои.
И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в Андреевских звёздах,
В высоких седых париках.
И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб-соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола:
И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах.
И ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги:
Запомни:
Всё это - Россия,
Которую топчут враги.
Это стихотворение написано в 1942 году. Это был очень тяжёлый год для страны, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.
- А что для вас значит Родина? Что вы считаете своей Родиной? За что вы её любите?
(Выслушиваются ответы детей)
Страница вторая. "Слово Родина"
(Выступает первая группа)
- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли этот ответ в словарях и книгах.
Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-нибудь древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода.
В.И.Даль: " Отечество - родная земля, Отчизна, где кто родился, вырос. Матушка Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере:"
К.Д.Ушинский: " Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов:"
- Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.(подбери соответствие на доске)
Родить - произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители - отец и мать, у которых рождаются дети.
Родня - родственники.
Родословная - перечень поколений одного рода.
Страница третья. "Символы государства".
(Выступает вторая группа).
Показ 2-го, 3-го и 4-го слайдов презентации (приложение 1)
(На экран выводятся изображения герба и флага Российской Федерации.
Учитель Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - герб, флаг и гимн. Обойтись без них невозможно: герб и флаг являются обязательными атрибутами государственных учреждений, военных форм, морских кораблей, воздушных лайнеров, космических кораблей. Гербовой печатью скрепляются все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие - будь то международный форум, спортивное состязание или военный парад.
Ученик 1 У нас очень красивый герб. На нём изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Вся золотая птица похожа на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец, сидящий на белом коне. За его плечами развивается синий плащ в правой руке него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем, верный конь воина топчет дракона копытами. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад - в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич.
Ученик 2 Российский флаг - это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года то государственный флаг Российской Федерации.
- Что вы знаете о цветах нашего флага?
(Есть разные версии. По одной из них, это единство моря, земли и неба. По другой - вверху расположен божественный мир, воплощённый в белом небесном цвете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей, красный цвет. Есть и такая версия: белый символизирует веру, чистоту, синий - благородство, верность, а красный - героизм, отвагу, смелость.)
Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях. Во время его исполнения все присутствующие встают. Этим они выражают своё уважение к стране. Музыку нашего гимна написал композитор А.В.Александров, а слова - С.В.Михалков.
(Можно прослушать фрагмент гимна Российской Федерации)
Страница четвёртая. "Наша малая Родина".
(Выступает третья группа).
Учитель:
- Прочитайте тему классного часа:
"Любимый уголок родной Отчизны"
- Как называется наша страна, в которой мы родились и живём? (Россия)
Учитель: (карта)
Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые берёзовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. На территории нашей страны могли бы целиком поместиться такие материки, как Австралия и Антарктида.
Учитель:
Но Россия – это наша большая Родина. А у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город, село. Для кого-то – родная улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Ученица:
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель:
А как называется наша малая родина, где мы живём?
Дети: Наша малая Родина – Астраханская область
Учитель: Ребята, если мы скажем, что живем в России в Астраханской области, то, наверное, будет очень трудно найти наш родной уголок. Давайте уточним наш адрес.
Дети: Мы проживаем в России, Астраханской области, Енотаевском районе, селе Енотаевка, Федоровка и тд.
Учитель: И мы можем сказать, что для нас малая Родина – это село Енотаевка. …
- Что вы знаете о своем селе?
Ученица: (Таня)
Я люблю свое родное село. Оно у нас самое красивое. Здесь живут очень хорошие люди, которые ухаживают за своим селом. Они строят дома, сажают деревья, убирают мусор. Где бы я не была, меня всегда тянет домой. Я люблю ходить по нашим улицам. Я хочу, чтобы мой любимый уголок родной Отчизны жил, не зная горя и бед. От того, что всем будет хорошо, я тоже буду счастлива.
Учитель:
- Какой вы хотите видеть свою малую Родину?
- Что мы должны сделать в нашем селе уже сегодня?
Дети: Не губить леса, сады, не засорять реки – охранять и беречь.
Учитель:
Нет на земле человека, который бы не хотел видеть свою Родину лучше и краше, чтобы наш родной уголок радовал глаз. Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной. Человек по- настоящему бережет и защищает только то, что любит…
- мы тоже любим свою Отчизну, где мы родились, где мы живем. Мы любуемся своим родным уголком нашего села и каждый из вас нарисовал любимый уголок родной Отчизны. Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДНЕ.
Просмотр видеоролика о Енотаевке
Литература.
- С.В.Кутявина. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. - М.: "ВАКО", 2009
- Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. В помощь учителям начальных классов. Сост. Т.В.Шепелева. - Волгоград: Учитель, 2009
|