
Классный час в 9 классе « Конфликты в нашей жизни»
Цель:
- Развитие коммуникативных способностей школьников, умение общаться в группах, коллективе.
- Формирование благоприятной психологической и нравственной атмосферы в классе.
Задачи:
- Образовательные: -знакомить учащихся с основами общения без конфликтов, с понятиями «компромисс», «конфликт». –формировать представление о разных вариантах человеческого общения.
- Развивающие: -развивать познавательный интерес , личностные качества – рефлексия, толерантность.
- Воспитательные: -воспитывать уважительное отношение к окружающим людям; -формировать социально одобряемые формы поведения.
Методики и технологии:
- технология личностно- ориентированного подхода;
- технология педагогики сотрудничества;
- технология деятельного подхода
- игровые технологии;
- технология здоровьесбережения Базарного.
Оборудование:
- Презентация и жидкокристаллический телевизор;
- Плакаты
2. Конфликт. Последствия. Пути решения.
3. Компромисс. Уступка. Сотрудничество. Юмор.
- Распечатка правил бесконфликтного поведения.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начну я классный час с восточной притчи:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил0:
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!
Результат нашей работы ребята в наших руках, таким образом зависит от нас.
Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия»
Кл. рук-ль: Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно обьединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.
3,2 по хлопку
Кл. рук-ль: Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер. Представьте, что вы сейчас на берегу водоёма, что вы видите в нём? (Деревья, солнце )
Высказывания учащихся: солнышко, грязь, и т.д.
-Совпали ли ваши мнения?
- Какой вывод можно сделать? --На один и тот же предмет мы смотрим по разному.
Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Формирование подходов к решению проблемы
СЛАЙД1.Мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтоб всем было комфортно?
Ученики: нужно быть добрым, улыбаться человеку когда к нему обращаешься, радоваться удачам и переживать неудачи не только свои , но и одноклассников, приходить на помощь товарищу. Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
Кл. рук-ль: -А всегда получается понимать друг друга?
- К чему может привести непонимание друг друга?
Ученики: непонимание ведёт к ссорам, спорам.
Кл. рук-ль: А у вас бывают ссоры с друзьями, родителями только из-за того, что кто- то кого-то не так понял? (дети отвечают)
Очень редко можно встретить человека, который ни с кем не ссорился. Всё бывает в жизни, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации. Этому будет посвящён классный час.
СЛАЙД 2 - Итак, тема нашего классного часа «Конфликт в нашей жизни»
СЛАЙД3. ЦЕЛЬ:Поэтому нам необходимо рассмотреть: (плакат)
- Узнать, что такое конфликт?
- Последствия конфликта.
- Пути его разрешения.
-Где нам понадобятся знания этой темы?
Учащиеся высказывают свои мысли – в отношениях между людьми, в классе, в семье. Вся жизнь у вас впереди, поэтому очень важно уметь ладить с окружающими вас людьми, не конфликтовать.
А что такое конфликт?
СЛАЙД4 Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.(это непонимание друг-друга, ссора)
СЛАЙД5.Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
СЛАЙД6. Причины конфликтов:
- Противоречия между интересами, взглядами.
- Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.
- Особенности темперамента, восприятия, убеждений.
- Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию (умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику).
Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?
В чем же вред конфликтов?
СЛАЙД7 .Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
СЛАЙД 8 КОНФЛИКТОГЕНЫ -слова, которые могут привезти к конфликтной ситуации.
-Учитель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение Николая Красильникова «Ссора» и проанализируйте ситуацию, которая описана в стихотворении.
Семенов прислал мне записку: "Корова",
А я написала: "Семенов — козел!"
Он — новое слово, я — новое слово.
Но тут к нам учитель как раз подошел.
Пал Палыч ругал нас не очень сурово,
Но только сказал, выводя за порог:
— Как только в людей превратитесь вы снова,
Тогда приходите опять на урок!
- 9. Анализ конфликтной ситуации:
- БЫЛ ЛИ КОНФЛИКТ В ДАННОМ СЛУЧАЕ?
- ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ЭТОМУ?
- СКОЛЬКО ЛИЦ УЧАВСТВОВАЛО И КТО БЫЛ ПРАВ?
- МОЖНО ЛИ БЫЛО ОСТАНОВИТЬ ПЕРЕРАСТАНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ В КОНФЛИКТ? В КАКОЙ МОМЕНТ?
В ходе классного часа учитель предлагает учащимся изучить и СЛАЙД 10 обсудить правила выхода из конфликтных ситуаций:
- Говори только о своих чувствах, а не о промахах других ( например: «Опять, бессовестный, ты вернулся домой с прогулки поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома!»
- Говори чётко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
- « Уход от проблемы». Если ты понимаешь, чтобы ты не сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь, кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
- Научись слушать собеседника! Будь сдержанным и тактичным.Внимательно слушать кого – то – это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства. Постараться встать на его место, пусть выпустит пар.
- Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ предотвратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», « Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
- Переговоры. « Давай обсудим ситуацию». (Зарина взяла учебник чтения Любы, но не знала этого….)
- Отложи обсуждение. Иногда решить конфликтную ситуацию помогает время. Лучше немного успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: « Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», « Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и всё обсудим».
- Компромисс. -Что такое компромисс?-Уступка друг другу (Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: « Я сделаю это, а ты сделай вот это», « Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».
- Привлеки посредника. (Сотрудничество)Это означает попросить кого – то, кто не участвует в конфликте, помочь вам.(Родителей, учителей
Физминутка: встаньте пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что вы заметили? (В паре было легче) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? – Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться
- Сейчас посмотрим, как можно выходить из конфликтных ситуаций на примерах.
Ситуация1
МУЛЬТФИЛЬМ Кл. рук-ль: Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации? (Дракой прав не будешь)
- Как героям удалось избежать конфликта?
Они не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
- Кл. рук-ль: Герои из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом. Нужно уступать друг другу.
СЛАЙД 11 «КТО ПРАВ?»
СЛАЙД12 «ОТЦЫ И ДЕТИ»
СЛАЙД13 «КТО СИЛЬНЕЕ, ТОТ И ПРАВ?»
СЛАЙД14 «ЛЮБЛЮ Я СЛУШАТЬ ГРОМКО МУЗЫКУ»
СЛАЙД16 «О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ»
Ситуация 2. ( обсуждение 2 мин.) (Дети читают на карточках)
Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же (обзову). в) Пожалуюсь старшим. (ЮМОР)
Ситуация 3.
Вика долго и обстоятельно готовилась к контрольной работе, подготовилась хорошо. Наташа к контрольной работе не готовилась. Во время контрольной работы у Вики и Наташи один вариант. Наташа просит Вику дать возможность списать её решение. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо контрольную написать. Как правильно поступить Вике?
1)Дать списать.
2) Сказать, что сама не решила( хотя Вика задачу решила).
3)Сказать, чтобы думала сама.
4)Подсказать ход решения, но само решение не давать.
Ситуация 4
-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Варианты: - будете плакать;
- пожалуетесь учителю;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- своё мнение.
Всем хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. А ведь есть много возможностей научиться жить бесконфликтно. Один из способов — умение делать комплименты. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.
УПРАЖНЕНИЕ Встать в 2 круга: внешний и внутренний. Лицом друг к другу. Стоящие напротив, говорят друг другу комплименты, затем по сигналу передвигаются по часовой стрелке и говорят комплименты следующему.
.
Кл. рук-ль: Ребята, давайте подведём итог нашего занятия. Вспомним какие задачи ставили:
- Узнать, что такое конфликт? (Мы узнали, что конфликт – столкновение сторон , мнений)
- Последствия конфликта. (Мы поняли , что конфликтный человек лишается общения, здоровья )
- Пути его разрешения. (Мы научились разрешать конфликты с помощью компромисса, уступки, сотрудничества, юмора).
СЛАЙД 16-18 Итоги проведенного заранее тестирования «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Итоговое упражнение «Подарок»
Здесь, В КОРЗИНКЕ , для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
(Каждый находит в листочке (в виде сердца, звездочки и проч.), на оборотной стороне которого написано пожелание.
Пожелания 1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным. 2. В споре умей выслушивать собеседника до конца. 3. Уважай чувства других людей. 4. Любую проблему можно решить. 5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься. 6. Не сердись, улыбнись. 7. Начни свой день с улыбки. 8. Будь уверен в себе. 9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия. 10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь. 11. Будь обаятелен и добр. 12. Извинись, если ты не прав. 13. Не забывай выражать свою благодарность. 14. Выполняй свои обещания. 15. Не критикуй постоянно других.
Если позволяет время- зачитать.
. Итоги.
1. узнали ли вы для себя что-то новое?
2. чему научил вас этот классный час?
3. пригодятся ли эти знания в жизни?
4. как и где вы будете их использовать?
Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли: избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно. Посмотрите по-доброму друг на друга, улыбнитесь, простите все обиды.
СЛАЙД 19. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих не нее. (Е. Евтушенко.)
И человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя: он просто другой, со своими индивидуальными особенностями, со своими сильными и слабыми сторонами личности
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
СЛАЙД20 «ЖЕЛАЮ УДАЧИ»
|