Воскресенье
05.05.2024
00:00
Приветствую Вас Гость
RSS

 
Петрухина СветланаВячеславовна  учитель технологии(СБО и трудового обучения)
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Для вас, ребята

Радио
Онлайн радио #radiobells_script_hash

Категории раздела
Коррекционная педагогика [7] Доклады [5]

Швейные хитрости

Кнопочка сайта
Скопируй код и поставь на свой сайт
Ну и как Вам? Понравилось?
Всего ответов: 11

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СКОШИ VIII ВИДА

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СКОШИ VIII ВИДА

В существующих методиках трудового обучения учащихся с нарушением интеллекта особое внимание уделяется формированию технических знаний и профессиональных навыков.

Многие годы пути реализации этих задач на практике остаются проблематичными и недостаточно разработаны. Сегодня многие учителя в школах применяют инновационные методы обучения, но при этом многие забывают, что инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Анализируя состояние действующей системы трудового, обучения с целью повышения эффективности, автор считает, что успешность обучения детей с нарушением интеллекта определяется в первую очередь психическим развитием обучаемого. Установлено, что умственное развитие детей с нарушением интеллекта, протекает также как и у нормальных детей.

«В настоящее время можно утверждать, что умственное развитие детей - олигофренов, при всем его своеобразии, протекает по тем же основным закономерностям, что и развитие нормального ребенка». Главным психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление. Особенности и недостатки перечисленных качеств у детей с нарушением интеллекта очень детально изучены психологами (Е.М. Кудрявцева, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Г.Е. Сухарева, А.Р. Лурия, В.Г. Петрова).

Так в одном из фундаментальных исследований К.И. Вересотской был обнаружен замедленный темп зрительных восприятий у детей с нарушением интеллекта. В работах Г.Е. Сухаревой утверждается, что внимание трудно привлекается, плохо фиксируется и легко рассеивается. Исследование М.М. Нудельмана показали, что замедленность темпа восприятий сочетается у детей с нарушением интеллекта со значительным сужением объема воспринимаемого материала.

В экспериментальных исследованиях В.Г. Петровой показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.

Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядными восприятиями, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.

Очевидно, что процесс обучения в первую очередь зависит от психических качеств обучаемого, поэтому учитель в практике своей работы, должен непрерывно совершенствовать приемы активизации и привлечения внимания к значимым объектом, организации восприятия, запоминания и психической деятельности направленной на познание внешних и внутренних связей, которые не лежат на поверхности предметов и явлений.

Процесс обучения с учетом психических качеств личности осуществляется в следующей последовательности:

1. Привлечения внимания

2. Организация восприятия

3. Запоминание

4. Обобщение, выводы

5. Социально-трудовой опыт.

Недостатки и отклонения психики учащихся коррекционных школ известны и детально изучены, при этом количество конкретных методических приемов и средств для практической работы учителей явно недостаточно.

Профессиональные знания и навыки в процессе трудового обучения формируются при постоянном воздействии на психические качества личности обучаемого.

Блок-схема коррекции недостатков развития психики в процессе трудового обучения представлена на рисунке.

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s61633882.jpg

Поскольку все основные составляющие блок-схему, внимание, восприятие, память и мышление у учащихся коррекционных школ имеют отклонения от нормы, необходимо коррекционное воздействие на каждом этапе составляющих блок-схему.

На первом этапе коррекции внимания необходимо создание доминанты, на этом этапе должен сработать у обучаемого ориентировочно-исследовательский рефлекс, который был назван И.П. Павловым рефлексом «Что такое?». Чем более яркой и действенней является доминанта, побуждение, тем более настойчивым и напряженным становится внимание. При создании доминанты необходимо учитывать:

а. Дозированный объем

б. Умеренную концентрацию

в. Непродолжительную устойчивость.

Для коррекции внимания разработана система коррекционно-развивающих упражнений (КРУ). Система КРУ исключает негативные проявления учащихся в процессе выполнения и построена по принципу от простого к сложному.

Все КРУ основаны на наглядных восприятиях при этом словесные инструкции полностью исключены и позволяют объективно оценивать уровень развития учащегося. Объективность оценки достигается за счет количеств допущенных ошибок при выполнении задания и времени выполнения упражнения.

Задание 1. Определить на глаз самый длинный и самый короткий отрезок.

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s95663169.jpg

Определение состояния линейного глазомера. Учащемуся предлагается на глаз определить самый длинный и самый короткий отрезок. Задание выполнено в 10 вариантах, состояние глазомера считается удовлетворительным, если обучаемый допустил не более 3 ошибок.

Задание 2. Назови цифры по порядку

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s85987757.jpg

Назови цифры от 1 до 30 по порядку при выполнении задания, определяется время затраченное на выполнения задания.

 

Задание 3. Определить количество

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s76217842.jpg

В этом задании учащемуся предлагается назвать цифры от 1 до 30 и определяется время выполнения задания.

 

Задание 4. Определить количество фигур

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s63879171.jpg

Определить количество одинаковых фигур, задание дополняется словесной инструкцией, в которой даются определения геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник. Количество ошибок, допущенных при выполнении, характеризует состояние внимания.

 

Задание 5. Расшифруй названия инструментов

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s15548372.jpg

В этом задании учащемуся предлагается расшифровать названия столярных инструментов и определить время выполнения. Занятия по коррекции восприятия желательно проводить в игровой форме, что вызывает у учащегося интеграцию возбуждений. Наибольший интерес учащиеся проявляют к выполнению следующего задания.

 

Задание 6

На классной доске закрепляются 6 фотографий 250-300 выдающихся личностей в истории России, учащемуся предлагается за 5 секунд запомнить порядок в каком они расположены на доске, после этого учащемуся закрывают глаза и изменяют порядок расположения фотографий на доске. Задание считается выполненным, если учащемуся удается восстановить порядок расположения фотографий на классной доске. Сложность этого задания предполагает реальность его выполнения всеми учащимися в группе и исключает негативные проявления в ходе выполнения. На втором этапе выполнения этого задания учащимся дается краткая словесная характеристика личностей изображенных на фотографиях и называется их фамилии, при этом акцент делается на заполнение, тем самым включаются в работу зрительные и слуховые анализаторы. Учитывая уровень развития учащихся, количество фотографий может быть увеличено до 10-15, но при этом необходимо соблюдать дозированный объем информации, с целью исключения негативных проявлений. На этапе коррекции восприятия фотографии могут быть заменены цифрами или буквами. Особый интересу учащихся вызывает задание, в котором фотографии заменены столярными инструментами, с которыми обучаемые производят те же действия, что и с фотографиями.

 

Задание 7

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s01230992.jpg

Из определенного набора букв необходимо собрать названия столярных инструментов. Основными недостатками памяти учащихся с нарушением интеллекта являются:

а. Замедленный темп усвоения всего нового

б. Непрочность сохранения

в. Неточность воспроизведения.

Плохое понимание воспринятого материала приводит к тому, что учащиеся лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях, именно по этому важно сочетать при изучении нового материала применение наглядных пособий и словесных инструкций. Практика работы с учащимися коррекционных школ, показывает что у них преобладает преднамеренно запоминание и это очевидно при работе с КРУ.

При работе с заданием 8 учащимся предлагается словесная инструкция, в которой говорится, что необходимо запомнить инструменты, которые будут показаны в течении 5 секунд и после этого необходимо их назвать. Состояние преднамеренного запоминания определяется количеством ошибок допущенных при выполнение. Для оценки состояния и развития зрительной памяти учащимся предлагается выполнить следующие задание.

 

Задание 9. Запомни расположение предметов на рисунке и нарисуй их.

http://celinny.ucoz.ru/_pu/0/s96443864.jpg

Уровень состояния зрительной памяти оценивается количеством ошибок допущенных при выполнении. Четвертый блок схемы (мышление) коррекции недостатков является самым сложным и менее других разработан. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений, поэтому они плохо усваивают правила и общие понятия.

Научиться мыслить значит:

1. Совершить переход от отражения действительности в её ситуационных наглядных образцах к отражению в понятиях, правилах, закономерностях.

2. Совершить ещё более сложный переход от простого воспроизведения этих образцов и представлений к мыслительным действиям, т.е. к решению задач, формулированию и проверке гипотез».

Процесс мышления можно условно разделить на составляющие:

а. Сравнение

б. Классификация

в. Обобщение

г. Выводы Сравнению и классификации предметов и явлений обучить детей с нарушением интеллекта не вызывает затруднений и на практике.

Существует множество заданий и упражнений для коррекции этих недостатков психического развития.

Интересная точка зрения по поводу обобщения умственно-отсталыми детьми была высказана Л.С. Выготским «Умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения происходит медленнее, чем у здоровых людей. Для того чтобы научить умственного-отсталого обобщать, необходимо использовать особые средства обучения». Эта гипотеза очень важна для педагогической практики, она направляет мысль учителя дефектолога на поиски путей практического доказательства, высказанной гипотезы.

Для развития мышления необходимо: учитывать следующие недостатки психики учащихся коррекционных школ.

1. Непоследовательность мышления

2. Стереотипное мышление

3. Слабая регулирующая роль мышления

4. Некритичность мышления

Развивать мышление учащихся с нарушением интеллекта можно при помощи специальных упражнений, решений ребусов и головоломок, решении кроссвордов и вопросов на образование логических связей. Такие КРУ полезны для развития, но они играют лишь вспомогательную роль.

Главную роль в развитии мышления учащихся занимает систематическое формирование знаний и навыков в доступной форме, соответствующими программами обучения. Изучая различные предметы, читая книги, формируя свои мысли в устной и письменной форме учащиеся приобщаются обобщать и делать вывод, т.е приучаются мыслить.

Разработанная система КРУ способствует осуществлению взаимосвязи между психологическими и профессиональными аспектами проблемы коррекционной направленности трудового обучения учащихся с ограниченными умственными способностями.

Каждый учитель стремиться реализовать эту проблему на практике, но не всякий знает, как организовать такое обучение. Для этого необходимо не только хорошо знать и владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими осуществлять учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы. При этом необходимо иметь ввиду, что, исходя из концепции специального образования, коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное место в системе, так как она определяет дефектологическую направленность учебно-воспитательного процесса в специальной школе.

Категория: Коррекционная педагогика | Добавил: svpetruhina (25.02.2018)
Просмотров: 1006 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт


Сайт занял Iместо

.
Календарь праздников и событий. Открытки и пожелания

Сотрудничество
Рисунок1.jpg Metodichka.org 2000 разработок для учителя Учительский портал Журнал Мурзилка Страна Мастеров Сайт для учителей Учителя.com Prezentacii.com ЦРТ «Мега-Талант» Высшая школа делового администрирования Сценарии, уроки, конспекты для учителя школы, директора, завуча.mid .kar

Афоризм
Quote
"Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Это глубокое заблуждение" Игорь Федорович Стравинский

Кулинария